В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта (ИИ) компании по всему миру сталкиваются с серьезной проблемой: острой нехваткой квалифицированных специалистов в области ИИ.
Согласно недавнему отчету PwC, количество вакансий, требующих опыта работы с ИИ, растет в 3,5 раза быстрее, чем общее число рабочих мест. Эта тенденция заставляет организации пересматривать свои стратегии найма и обучения персонала.
Смена парадигмы: от найма к переобучению
Многие компании приходят к выводу, что традиционный подход к найму новых сотрудников не может полностью решить проблему нехватки талантов в сфере ИИ. Вместо этого они обращают внимание на потенциал своих текущих сотрудников.
Малавика Сагар, старший вице-президент и директор по персоналу компании TE Connectivity, прогнозирует, что дефицит специалистов по ИИ будет сохраняться еще 4-5 лет, пока университеты не начнут выпускать достаточное количество профильных специалистов. В ответ на это TE Connectivity запустила четырехуровневую программу обучения, охватывающую различные аспекты применения ИИ — от базовых знаний до специфических навыков для инженеров-проектировщиков.
Такой подход имеет ряд преимуществ. Действующие сотрудники уже обладают ценными знаниями о компании и ее процессах, что позволяет им эффективнее применять новые навыки в контексте бизнеса. Как отмечает Сагар, «Вы можете прийти с лучшими экспертными знаниями в области, но если вы действительно не знаете, как работает компания, приложения не так эффективны».
Тенденции в индустрии
Согласно отчету Deloitte «State of Generative AI in the Enterprise» за второй квартал 2024 года, 75% опрошенных руководителей в сфере ИТ и бизнеса планируют изменить свои стратегии управления талантами в течение следующих двух лет из-за развития генеративного ИИ. При этом менее пятой части респондентов уже начали менять подходы к найму и обучению.
Среди тех, кто планирует изменения:
- Около половины сосредоточатся на переобучении сотрудников
- Примерно столько же планируют перепроектировать рабочие процессы с учетом возможностей генеративного ИИ
- Более трети намерены запустить программы по повышению грамотности в области ИИ
- Еще треть хочет пересмотреть стратегии привлечения талантов
Интересно, что только 22% опрошенных ожидают сокращения штата из-за внедрения ИИ. Почти 40% не прогнозируют изменений в численности сотрудников, а такое же количество даже ожидает увеличения штата в связи с развертыванием решений на базе ИИ.
Новые навыки в эпоху ИИ
Генеративный ИИ уже формирует спрос на новый набор навыков. Среди технических компетенций наиболее востребованными станут:
- Инженерия данных
- Промпт-инженерия
- Программирование
Однако не менее важными будут и soft skills:
- Критическое мышление
- Креативность
- Гибкость
- Умение работать в команде
Это сочетание технических и мягких навыков является еще одним фактором, определяющим переход к переобучению сотрудников для работы с ИИ. Учитывая быстрое развитие технологий ИИ, способность к адаптации становится ключевым качеством.
Опыт компаний
Hyland, компания, специализирующаяся на корпоративных контент-сервисах, также делает ставку на обучение сотрудников. По словам CIO компании Стива Уотта, даже если ИИ заменит некоторые рутинные функции, люди по-прежнему будут необходимы для анализа и извлечения инсайтов из данных.
Цель Уотта — обеспечить базовую сертификацию по ИИ для как минимум половины сотрудников ИТ-отдела Hyland к концу года. «Если этого не будет в вашем инструментарии в ближайшие пять лет, вы сильно отстанете. Сейчас лучшее время, чтобы изучить это, начать привыкать к этому, потому что это не исчезнет», — говорит он.
Влияние ИИ на рынок труда
Недавно сформированный консорциум AI-Enabled ICT Workforce опубликовал доклад «Трансформационные возможности ИИ для ИКТ-профессий», согласно которому 92% ИТ-профессий подвергнутся высокой или умеренной трансформации из-за развития ИИ.
Наибольшие изменения ожидаются в профессиях среднего (40%) и начального (37%) уровня. Возрастет важность таких областей, как:
- Этика ИИ
- Ответственный ИИ
- Быстрая разработка
- Грамотность в области ИИ
- Архитектура больших языковых моделей
При этом снизится relevance традиционного управления данными, создания контента, поддержки документации, базового программирования и исследовательской работы.
Обязательства по обучению
Члены консорциума, в который входят такие гиганты как Cisco, IBM, Intel, Microsoft, Google и SAP, взяли на себя обязательства по обучению и повышению квалификации 95 миллионов человек в течение следующих 10 лет. Например:
- Cisco планирует обучить 25 миллионов человек кибербезопасности и цифровым навыкам к 2032 году
- IBM намерена обучить 30 миллионов человек к 2030 году, включая 2 миллиона в области ИИ к концу 2026 года
- Intel поставила цель обучить более 30 миллионов человек навыкам ИИ к 2030 году
- Microsoft уже превзошла свою цель по обучению и сертификации 10 миллионов человек цифровым навыкам к 2025 году
Революция ИИ ставит перед организациями и специалистами новые вызовы, но также открывает огромные возможности. Компании, которые смогут эффективно адаптироваться к новым реалиям, переобучить своих сотрудников и интегрировать ИИ в свои процессы, получат значительное конкурентное преимущество. При этом важно помнить о этических аспектах внедрения ИИ и обеспечить инклюзивный подход к развитию рабочей силы в эпоху ИИ.